Понятие «портфолио»
Портфолио – новое слово для педагогики.
Слово «портфолио» не склоняется, словарь допускает использовать
это слово в мужском и среднем роде.
Портфолио – это набор материалов, демонстрирующих умение
учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и
тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня
профессионализма учителя.
Под портфолио обычно понимается собрание различных
материалов, документов и иных свидетельств достижений и прогресса в заданной области, в случае учительского
портфолио – в профессиональной
педагогической деятельности.
Портфолио является методом «аутентичного оценивания», т. е.
оценивания реальных достижений, правдивого, объективного.
Основное преимущество метода портфолио заключается в том,
что, он является многофункциональным
инструментом, как
оценивания, так и самооценки собственных достижений.
Существенным аспектом использования портфолио может стать
уход от формального представления определённого набора документов и
сбалансированная презентация, как
формализованных свидетельств достижений педагога, так и наглядных примеров,
продуктов его деятельности. Это усиливает практическую ориентацию экспертизы,
делает её прозрачной и содержательной.
Портфолио также позволяет педагогу более широко и
разнообразно презентовать свои достижения, умения и направления деятельности,
выходя за рамки специальности и предметов преподавания.
Существенным становится перенос акцента с внешней экспертизы
и контроля на самоконтроль и проектированием своей профессиональной траектории.
Проект собственного профессионального развития,
имеет долговременный характер, соответствующий современной идеологии
обучения в течение всей жизни, и результаты которого он представляет на
рассмотрение экспертов.
Портфолио в принципе созвучно такой актуальной
образовательной идее, как идея обучения в течение всей жизни, коротко говоря,
«пожизненного» (longlife еducation) обучения. Портфолио позволяет обеспечить
преемственность разных этапов процесса профессиональной подготовки и
профессионального развития, помогает планировать, отслеживать и корректировать
образовательную и карьерную траекторию учащегося и молодого профессионала, а
затем становится доказательством роста его профессиональной квалификации.
Понятие "портфолио" пришло из
Западной Европы ХV–XVI вв. В эпоху
Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих
строительных проектов в особой папке, которую и называли "портфолио".
Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о
профессиональных качествах претендента.
В настоящее время в
сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы, а в сфере фотографов и фотомоделей – как альбом
с фотографиями.
Идея использования портфолио в
сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединённых Штатах
Америки. В конце ХХ и начале ХХI вв. эта идея становится популярной во всём
мире, в том числе и у нас.
Портфолио в переводе с французского означает
«излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье»,
«собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с
документами», «папка специалиста». (Словарь иностранных слов)
Согласно современным словарям, портфолио – это полное собрание собственных достижений, своеобразное
досье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в
разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой,
методической, исследовательской.
Как в мировой, так и
в отечественной практике портфолио рассматривается и как средство
педагогической диагностики, и как метод
оценки профессионализма педагогов. В последнем случае портфолио – это набор
материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной
деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и
предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.
Портфолио – одна из наиболее приближённых к реальному
состоянию форм, которая ориентирует педагога на процесс само оценивания. С его помощью можно решить
такую проблему, как аттестация учителя, когда педагогу необходимо осуществлять
рефлексию и оценку собственной деятельности. Ведь, чтобы подтвердить уровень
своего профессионализма, учителю приходится писать самоанализ за последние пять
лет. Основанием для составления портфолио могут также послужить желание и
умение учителя предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения
в педагогическую практику. Ведь не секрет, что в деятельности педагога приходит
такой момент, когда ему есть чем поделиться с другими, и он желает делать это.
В зависимости от целей создания портфолио бывают разных
типов:
Цели
портфолио
Основная цель портфолио – проанализировать и
представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг
профессионального роста учителя. Портфолио позволяет учитывать результаты,
достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности – обучающей,
воспитательной, творческой, самообразовательной. Конкурентно способность человека на рынке труда, как
известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями,
адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование
технологии «портфолио учителя» для педагогического коллектива.
Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой
для:
– повышения или подтверждения квалификационной
категории учителя;
– объявления ему поощрений и представления к наградам и
денежным премиям по итогам учебного
года;
– участие в конкурсе для получения премии Президента
Российской Федерации (вклад педагога в
развитие системы образования России за последние 3 года).
Таким образом, портфолио учителя может стать мотивационной
основой деятельности педагога и помочь формированию его личности. «Портфель»
обеспечит его возможностью индивидуальной самореализации, а основой для этого
является план самообразования. Самообразование любого человека всегда возникает
в ответ на потребность в знаниях. Думается также, что план обеспечивает
повышение уровня мотивации к самообразованию, к совершенствованию
профессиональной подготовки.
В условиях модернизации системы общего образования
обновляются профессиональные требования к педагогам: акцент переносится с
профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и
субъектной позиции учителя в осуществлении профессиональной деятельности.
Следовательно, должны быть внесены изменения в содержание и формы
квалификационных испытаний работников образования, которые должны отражать
современные цели и задачи системы образования.
Каждый из нас индивидуален, у
каждого свои интересы и потребности, своё видение окружающей действительности,
а значит и своё представление о том, что должен содержать портфолио.
Категория: Мои статьи | Добавил: fegura (18.12.2010)
|